Май-июнь №3(95), 2018



 

Интервью: Будем обгонять Европу
Текст Дмитрий Киселев
В продолжение серии интервью с российскими яхтсменами Yachting побеседовал с Юрием Морозовым, членом Попечительского совета Всероссийской федерации парусного спорта, рулевым команды RussoTrans и ПИРогово, основателем одноименной логистической компании, который рассказал о своем видении актуальных проблем парусного спорта в России и поделился собственным опытом освоения паруса.

Юрий, вы начали заниматься парусом сравнительно недавно, но регулярно добиваетесь высоких результатов на регатах в России и за рубежом. Как вы пришли в парусный спорт? 

До того, как начать гоняться на яхтах, я увлекался виндсерфингом и кайтом, иногда случалось выходить на яхте с друзьями. А потом мы познакомились с Егором Ларионовым из «Синергии», который и предложил мне попробовать силы в Melges20 в Монако. В серии регат Wednesday Night Race 2014 года наша команда заняла второе место. В этом же году мы решили попробовать погоняться еще и в европейской летней серии, а также поучаствовать в чемпионате мира в классе Melges20. На ЧМ, который проходил в Италии на озере Гарда, мы смогли прийти первыми в первой гонке регаты. Это вдохновило продолжить гоняться на яхтах еще и в Москве, в классе «эМ-Ка». 

Ваш экипаж менялся с тех пор, как вы впервые вышли на воду? 

Он немного поменялся, на Melges20 я начинал с Егором Ларионовым и Максимом Кузьминым, сейчас тактиком выступает Евгений Неугодников, в «эМ-Ке» шкотовым вместо Егора выступал Павел Сысоев. Сейчас Максим пересел на шкоты, а Егор Ларионов гоняется на Melges20 в составе другой команды. Что касается J70, мы участвуем в Национальной парусной Лиге. В 2017 году было принято решение объединить 2 команды, RussoTrans и ПИРогово, разделив участие в этапах между мной и Александром Ежковым. В составе нашей «сборной» Максим Кузьмин, Егор Ларионов, Данила Одинцов, Александр Екимов, Валентин Уваркин. 

Ваши планы на ближайший сезон? 

Мы собираемся готовиться к чемпионату мира в классе Melges20, который пройдет на Сардинии в октябре. Также буду участвовать в чемпионате России в классе «эМ-Ка» в Пирогово. Конечно, в планах участие в Лиге, а прошлогодний результат команды – 4 место – позволяет нам принять участие в полуфинале Европейской Лиги чемпионов, которая пройдет в Санкт-Петербурге. 

Есть ли у вас любимая акватория, на которой больше всего нравится гоняться?

Наверное, озеро Гарда. Там стабильный сильный ветер, что, конечно, очень удобно и немаловажно.

В каких классах яхт вы хотели бы попробовать себя в будущем?

Сейчас такая большая загрузка в текущих классах, что я пока даже не задумывался. Хотим потренироваться на катамаране. На Tornado, например. 

А фойлинговые классы не привлекают? Nacra или Moth?

Привлекают, конечно, но там придется гоняться с профессионалами, и, чтобы выглядеть на их фоне достойно, нужно потратить очень много времени и сил на тренировки. Все-таки для меня парусный спорт, это не только гонки ради гонок: хочется развиваться и добиваться результатов, прийти к какому-то уровню. В крылатых классах это тяжелее сделать, потому что они гораздо требовательнее и там больше конкуренция. Попробовать было бы интересно, но на данный момент нет столько времени и сил, чтобы успеть везде. 

В наше время повсюду происходит цифровая революция. Как вы считаете, есть ли место электронным технологиям в парусе? 

Мы работаем в команде, каждый выполняет свою работу. Если нас обойдет один человек с помощью электроники, то весь смысл парусного спорта потеряется. Мы, конечно, используем технологии-подсказки, которые позволяют более грамотно вести лодку, ее настраивать, лучше ощущать, но все должно быть в разум­ных пределах. 

Вы входите в состав Попечительского совета ВФПС. Какие задачи вы решаете в этом статусе? И какие проблемы развития парусного спорта вывели бы на первый план?

Хочется, чтобы среда, в которой я нахожусь, развивалась и менялась в хорошую сторону. И я, благодаря своему небольшому парусному опыту, увидел несколько проблем. Меня беспокоят два вопроса, которыми мы занимаемся: судейство и подготовка тренеров. Хочется, чтобы наши тренеры повышали свой уровень. Я уверен, что этим специалистам было бы очень полезно подключать к совместным тренировкам наших спортсменов из команд «Таватуй» или, например, «Броненосец, чтобы они видели, как работают зарубежные специалисты, и изучали зарубежный опыт. 

Очевидно, нужен какой-то центр подготовки судей и тренеров, специализированная школа?

В этом сезоне у нас появилась школа ампайров, организованная ВФПС. В нее записалось 30 человек, и это очень много! Хочется, чтобы она вывела наш судейский состав на новый уровень. Добавила, так сказать, свежей крови. 

Кстати, о свежей крови. Вы пришли в парусный спорт сравнительно недавно, взрослым человеком. Думаю, что многим читателям интересно услышать советы, как начать, куда идти, если хочешь заняться парусом уже будучи взрослым? 

Сейчас появилось много хороших предложений и возможностей. Допустим, мне очень нравится класс «эМ-Ка», наш отечественный класс. В нем интересные соперники, проводится достаточно много гонок в яхт-клубе «Пирогово», поэтому легко набраться опыта. Там есть и школа, которая готовит с нуля. На Водном стадионе работает проект Екатерины Скудиной PROyachting, он тоже привлекает много новых людей, и там есть место, где можно тренироваться. Постоянно проводятся гонки в яхт-клубе «Галс». Так что на первом этапе не обязателен большой бюджет, важно желание. Можно прийти потренироваться и параллельно участвовать в гонках. Опять же, можно поучаствовать в открытых гонках в Европе и Америке. Но там уже нужно платить деньги. Если готов – пожалуйста, участвуй, развивайся. 

Я знаю, что вы нашли себя не только в парусе, но еще и как ресторатор и отельер. И этот бизнес тоже связан с яхтами...

В основном как бизнесмен я занимаюсь перевозкой грузов. Поначалу ни отеля, ни ресторана у меня и в планах не было, но так сошлись звезды, что они у меня появились. Теперь я стараюсь находить и на это время, внимание и силы. Отель не то чтобы в морском стиле, но находится на берегу Черного моря. В нем я разместил большие фотографии гонок, в которых принимал участие. 

У вас часто гостят ваши коллеги по парусу?

Когда в Сочи проходит этап Национальной парусной Лиги, то да, часто собираемся, общаемся. Место встречи, скажем так, известно.

Присутствует ли в вашей жизни яхтинг, так сказать, ленивый, для удовольствия?

К сожалению, нет. Я полностью занят гонками и ни разу не вышел в море как турист. 

Но возможность оценить темпы развития яхтенной инфраструктуры в России и сравнить их с сопредельными странами, у вас есть... 

Если только со стороны парусных гонок... Я знакомлюсь с яхт-клубами и развитием парусного спорта в городах России в первую очередь благодаря НПЛ. Есть несколько яхт-клубов, которые действительно развиваются, растят новое поколение. Очень порадовал настрой энтузиастов во Владивостоке, которые развивают парусный спорт, в том числе детский. Много сделано и делается для развития парусного спорта в Санкт-Петербурге, в Екатеринбурге, но, безусловно, всю картину я не вижу. Что касается Европы – там, конечно, другой уровень. Нам до него далеко. Но я думаю, что мы потихонечку будем приближаться, догонять и обгонять. Когда российские команды пришли в Melges20 в Европе, они, по сравнению с европейскими экипажами, смотрелись достаточно слабо. Но за четыре последних года россияне настолько выросли, что теперь занимают одни из первых мест. На чемпионатах они одни из лучших. Следующий этап – американская серия Melges20, где соперники еще сильнее европейцев. Я ездил участвовать в Америку три года назад, в Майами, в зимнюю серию Melges20. Была серьезная конкуренция. А в этом году российские команды заняли 2 и 3 места. И последний чемпионат Melges32 тоже выиграла российская команда. Это и есть показатель роста российского яхтинга.

Что еще, помимо подготовки тренеров и ампайров, должно быть сделано, чтобы яхтинг у нас становился доступнее и развивался?

В Европе и Америке дети приходят в яхтинг со школы. В Монако на уроках физкультуры занимаются парусом. А у нас есть хорошая база [в Сочи] подготовки сборных команд России, куда отовсюду приезжают тренироваться – из Сибири, c Урала, из Екатеринбурга. Надо выводить все это на новый уровень, популяризировать. Решать вопрос о том, чтобы дети могли с легкостью прийти на занятия, как на физкультуру. Сходил, позанимался, потренировался, погонялся. Это сразу поднимет привлекательность спорта, привлечет больше людей.

 
MasterCraft
 
Перепечатка текcтов и фотографий, а также цитирование материалов журнала "Yachting" только с разрешения редакции, ссылка на журнал обязательна. Copyright © 2003 "Yachting"; E-mail: info@y-m.ru
Яндекс.Метрика Рейтинг - яхты и катера
Катера и яхты :: Burevestnik Group