Авто/Мото
2004, 10 – Март-апрель

Козырная «девятка» в колоде Aston Martin

Текст Игорь Ященко
Для британской фирмы Aston Martin Lagonda минувшее десятилетие стало эпохой возрождения. От надвигавшейся катастрофы ее, наряду с Jaguar, спас могущественный Ford Motor Co., профинансировавший коренную модернизацию архаичного и чрезвычайно трудоемкого производства престижных автомобилей. В прошлом году в Гайдоне (Уорвикшир) пущен в эксплуатацию великолепно оснащенный завод, на фоне которого старые предприятия Aston Martin в Ньюпорте и Блоксхэме выглядят ремесленными цехами раннего периода промышленной революции. За последние два года число сотрудников инженерно-технического отдела фирмы увеличилось с 20 до 200, что свидетельствует о наличии масштабной перспективной программы развития

Ключевую роль в реанимации Aston Martin сыграла модель DB7, дебютировавшая в 1993 году. Созданная на основе широкого использования узлов и агрегатов купе Jaguar XJS, «семерка» обладала рядом недостатков – тесноватый салон, не совсем адекватный 6-цилиндровый двигатель и далекая от совершенства автоматическая трансмиссия. Тем не менее этой модели сопутствовал колоссальный успех по обе стороны Атлантики. Ее тираж превысил семь тысяч экземпляров – это впечатляющий результат по сравнению с предшествовавшими моделями серии DB. Так, например, объем выпуска модели DB6 (1965 г.) составил 1753 автомобиля, а более ранней DB5 (1963 г.) и того меньше – всего 1187. Зато вклад «пятерки» в формирование имиджа Aston Martin как «автомобиля для настоящих мужчин» просто бесценен. Оснащенный оригинальными техническими приспособлениями, пуленепробиваемыми стеклами и парой пулеметов, DB5 стал первым автомобилем Джеймса Бонда, отличившись в культовых картинах Goldfinger и Thunderboll.

Проектирование преемницы модели DB7 началось в середине 2000 года, вскоре после назначения доктора Ульриха Бетц исполнительным директором Aston Martin. Бывший главный инженер фирмы Porsche активно взялся за дело и для начала убедил руководство Fordа в бесперспективности среднемоторной модели АМ305, работа над которой уже шла полным ходом. Этот проект, одобренный бывшим боссом Ford Жаком Нэссером, явно не вписывался в сформировавшуюся концепцию Aston Martin. «Ferrari делает среднемоторные автомобили более 40 лет, и соревноваться с ней в этом искусстве не имеет смысла», – резюмировал доктор Бетц и предложил альтернативный план создания не одной, а трех моделей разного формата.

На основе универсальной алюминиевой платформы VH предполагалось разработать самую компактную модель АМ V8, автомобиль средних габаритов для замены DB7 и флагманскую модель Vanquish второго поколения.


Поскольку DB9 – наследница модели DB7 – была наиболее актуальной, доктор Бетц сконцентрировал на ней весь доверенный ему инженерно-технический потенциал. Дизайн перспективного автомобиля выполнил Иоанн Коллам – автор экстерьера «семерки». DB9 при явной схожести со своей предшественницей унаследовала некоторые стилистические нюансы от топ-модели Vanquish. В сентябре 2001 года дизайн «девятки», воплощенный в пластилиновом макете, получил одобрение Fordовского руководства. Но за месяц до этого события мистера Коллама, назначенного главным стилистом Jaguar, сменил Генри Фискер, работавший ранее на BMW.

Новый шеф-дизайнер немного «смягчил» линии и реконструировал заднюю часть кузова, использовав узкие фонари с жидкокристаллическими световыми элементами. Вопросами аэродинамики занимались специалисты Volvo и сотрудники одного из британских университетов. При этом кузов «девятки» на 25% легче и в два раза жестче, чем у DB7. Капот, крыша и задние крылья выполнены из алюминия и крепятся к несущей конструкции с помощью специального клея. Это единственная роботизированная операция на заводе в Гайдоне, где осуществляется сборка DB9. Несмотря на двигающийся с черепашьей скоростью конвейер, автомобиль производится преимущественно вручную, хотя не без помощи высоких технологий. Так что почитатели эксклюзивности Aston Martin могут не беспокоиться – на DB9 затрачивается 200 часов, из которых 50 занимает окраска кузова. Для сравнения: за это время Toyota выпускает дюжину очень качественных седанов Avensis.

Платформа VH, являющаяся силовой конструкцией DB9, – это набор алюминиевых деталей различного профиля. Ее центральную часть занимает литой картер, жестко соединяющий двигатель и коробку передач, смещенную к заднему мосту для оптимального распределения массы. Внутри картера проходит карбоновый карданный вал, который при вращении имеет меньшую вибрацию, чем стальной. Передние крылья и крышка багажника изготовлены из композитного материала, а кронштейн рулевой колонки и каркас дверей – из магниевого сплава. Двери являются уникальной особенностью DB9, поскольку не имеют аналогов в современном автостроении. На вид это обычные двери распашного типа, но при открывании они слегка приподнимаются вверх, отклоняясь от горизонтали на 12-градусный угол, что делает посадку более комфортной. Эти специфические двери (на Aston Martin их называют «лебедиными крыльями») станут фирменной «фишкой» и будут использованы на моделях ХХI столетия.


В интерьере органично соединились традиции и современные тенденции. Деревянные панели, где среди прочих пород представлен экзотический бамбук, использованы как структурные и формообразующие, а не чисто декоративные элементы. «Мы долго ломали голову, из какого пластика сделать обширную приборную панель, чтобы она имела идеальную поверхность, – говорит мистер Фискер. – В итоге мы остановились на натуральной коже и не ошиблись в выборе». Ассортимент включает великолепную кожу 20 оттенков, поставляемую фирмой Bridge of Weir из Шотландии.

В отделке салона нет ни одной хромированной детали – только алюминий. Наряду с прочими деталями он использован для приборного щитка, который благодаря микроскопическим отверстиям пропускает свет расположенных под ним контрольных ламп. Ночью это свечение смотрится особенно эффектно. Непосвященного владельца DB9 ждет сюрприз – вращающаяся против часовой стрелка тахометра. Столь же необычным прибором оснащалась модель DB2 начала 50-х годов. По сравнению с DB7 «девятка» имеет более просторный салон, что особенно ощущается в его передней части. Вместе с тем DB9 не может претендовать на роль 4-местного купе – это так называемый тип 2+2, поскольку его задние сиденья рассчитаны на детей. На автомобиле установлен 6-литровый двигатель V12 третьего поколения. Он представляет собой модернизированную версию мотора, применяемого на Vanquish, и поставляется фирмой Cosworth. 6-ступенчатая трансмиссия представлена в двух вариантах. Механическая, поступающая от итальянской фирмы Graziano, почти идентична используемая на Ferrari 575M. «Автомат» немецкой фирмы ZF позволяет водителю выбирать передачи с помощью расположенных под рулевым колесом клавиш, а режимы P, R, N и D активируются кнопками, находящимися на центральной консоли.

Еще до начала продаж купе DB9 британская фирма продемонстрировала кабриолет DB9 Volante. Он по праву стал одним из наиболее притягательных экспонатов детройтского мотор-шоу 2004 года. Хотя металлическая складная крыша вытесняет матерчатый тент даже в секторе недорогих кабриолетов, Aston Martin демонстрирует консерватизм и отдает предпочтение последнему. Тент бесшумно убирается под откидную панель в течение 17 секунд. При возникновении опасности опрокидывания, которая отслеживается специальными датчиками, автоматически выдвигаются защитные дуги, но боже упаси убедиться в их эффективности, как говорится, на живом примере...

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Новости о яхтах, катерах, путешествиях и стиле жизни
Присоединяйтесь:
Все номера журнала в вашем смартфоне:
Mangusta GS 45

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Подписка на новости о яхтах, катерах, путешествиях
Присоединяйтесь:
Подписка на журнал YACHTING
Выбрать подписку
Все номера журнала в вашем смартфоне: