Лица
2012, 58 – Март-апрель

От Maltese Falcon к Fortissimo

Текст Анастасия Юшкова
Самый успешный эксперимент в мире современного яхтенного дизайна принадлежит Кену Фрайвоху. Впрочем, после успеха с «Мальтийским соколом» он не побоялся заниматься ретрояхтами и серийными проектами для крупных верфей. А сегодня он вновь возвращается с футуристическим дизайном — теперь уже для Fincantieri


C чего началась ваша карьера? Где вы учились?

Сначала я учился на архитектора в Лиме, Перу, получил там степени бакалавра технических наук (BSc in Engineering) и магистра архитектуры. Затем мне досталась аспирантская стипендия герцога Эдинбургского в лондонском Королевском колледже искусств, где я окончил факультет промышленного дизайна со степенью магистра дизайна (MDesRCA). После того как я возглавил группу архитекторов, работавших над крупным проектом зоопарка и расширением Британского музея в Лондоне, меня сделали членом Королевского института британских архитекторов (RIBA) и Общества профессиональных дизайнеров (Chartered Society of Designers). В результате по-английски сокращение моих успехов в учебе и прочих регалий выглядит так: BSc March MDesRCA MCSD RIBA!

С какого возраста вы интересуетесь яхтингом? Все началось с парусного спорта?

Я купил свою первую парусную яхту 40 лет назад! Когда ее заказывал, мне разрешили ее модифицировать и «кастомизировать» под себя, результаты этой работы были опубликованы. Следующие владельцы яхт этой серии захотели планировку и декор в моей версии, поэтому верфь поручила мне доработать их стандартный проект, а затем и заняться дизайном новых моделей, которые все без исключения получили разные награды. Мне понравилось это сочетание технологии и творчества, и я начал заниматься дизайном яхт. Тем не менее это не мешает нам разрабатывать проекты домов, интерьеры квартир и самолетов. Недавно, например, мы завершили работу над интерьером бизнес-джетов Global Express и Global 5000, спроектировали пентхаус для Тома Перкинса площадью 5000 кв. футов (465 кв. м) на 60-м этаже башни Millenium Tower в Сан-Франциско, а также завершаем проект очень необычного дома в Израиле.


Вы разрабатываете проекты лодок с университета или проектировали что-то еще?

Большинство моих работ связаны с архитектурой и промышленным дизайном. В последнем случае это главным образом произведения аудиовизуального искусства — мои работы и действующие прототипы публиковались в каталогах и выставлялись в нью-йоркском Музее современного искусства.

Вы ведь долгие годы работали с Sunseeker, верно? Пожалуйста, расскажите об этом сотрудничестве подробнее. Какой опыт вы там приобрели? А сегодня вы продолжаете сотрудничать с Sunseeker?

Люди из Sunseeker нашли меня после очень успешного запуска серии Fairline Squadron, разработанной студией Freivokh Design. Мы были эксклюзивными дизайнерами Sunseeker около 13 лет, получили массу наград, кульминацией нашей карьеры стала 105 Snapper Эдди Джордана. После этого наша студия сосредоточилась на дизайне суперъяхт по индивидуальным проектам, таким как Maltese Falcon, а затем снова стали работать с Sunseeker. В настоящее время мы оформляем большинство интерьеров Sunseeker, включая большие 40-метровые и 130-футовые проекты, а также целый ряд серийных моделей, в том числе 40’ Portofino и 80’ Predator. Компания Sunseeker разрослась до таких размеров, когда все очень тщательно планируется и проектируется. Подобный подход используют производители престижных автомобилей. И в то же время в основе их работы — желание строить лучшие лодки в мире.


Как вы попали в проект Maltese Falcon? Кто представил вас Тому Перкинсу?

Я горжусь тем, что Том Перкинс принял решение, тщательно изучив работы всех ведущих дизайнеров. Мне кажется, он чувствовал, что мы подберем к проекту нужный подход и сможем создать что-то нестандартное, уникальное и особенное. Его телефонный звонок был для меня полной неожиданностью!

Как бы вы описали стиль Maltese Falcon? В чем состояла самая большая сложность при работе над этим проектом?

Мне хотелось бы думать, что Maltese Falcon — проект, неподвластный времени, в работе над его стилем, концепцией, деталями мы, с одной стороны, руководствовались требованиями функциональности и эргономичности, а с другой — предельным вниманием к мелочам, особенно когда подбирали идеальные пропорции, следили за цельностью и неразрывностью линий, интегрированностью по объему. Конечно, в данном случае мы отвечали не только за внешний стайлинг и интерьер, но и за значительную часть управления проектом.


Какие места на борту Maltese Falcon ваши любимые?

Пожалуй, атриум и главная лестница — там все удивительно прозрачное, вы видите, как мачта проходит через различные внутренние уровни и поднимается до небес, как визуально интегрированы разные палубы, и потом эти смелые лестничные консоли, инновационный свет и обработка поверхностей. Еще одно большое достижение в том, что мы смогли сделать пространство яхты открытым от кормового кокпита до передней границы гостевой зоны, несмотря на все морские ограничения и правила. В результате пространство там воспринимается совсем иначе, а переход между интерьером и экстерьером практически незаметен.

Как вы лично относитесь к этой яхте спустя годы после ее спуска на воду? Как она изменила вашу жизнь в личном и профессиональном плане?

Мы тщательно работаем над всеми своими проектами и гордимся ими. Оглядываясь на прошлое, я иногда чувствую большую радость от того, что мы добились чего-то особенного, но чаще всего понимаю, что если бы мне пришлось начать работу над этим снова, то кое-что я бы сделал по-другому. В случае с Maltese Falcon у меня такого ощущения не возникает, потому что там все аспекты дизайна являются частью единого и очень уникального целого. Этот проект доказал, что я способен на исключительные вещи, и это заставляет меня подходить ко всем проектам с тем же высоким настроем.


Правда ли, что на создание вашего собственного бренда Pascoe tenders вас вдохновила работа над Maltese Falcon?

Я начал работать над брендом Pascoe, когда мы только приступили к Maltese Falcon, и мне нужно было найти пару особых 10-метровых тендеров, а готовых ни у кого не было. Те две лодки были очень успешны и до сих пор надежно служат владельцам! Сейчас мы разрабатываем и строим тендеры в стиле Limo, 9 и 10-метровые, а также 6 и 8-метровые тендеры для высадки на необорудованный берег. Все их объединяет одно: внимание к деталям, изящный стайлинг и высокое качество строительства. 90% заказов на Pascoe приходят по устным рекомендациям, от капитанов, менеджеров проектов, первых помощников или старших механиков, которым нужен надежный тендер, и также от владельцев, которым нужна красивая и элегантная лодка. Кроме того, только у нас есть лицензия на строительство тендеров SOLAS, которые могут использоваться как обычные или полностью сертифицированные спасательные тендеры.


Sycara V сильно отличается от Maltese Falcon. А ваш собственный стиль какой, классический или современный? Что было для вас самым интересным, пока вы работали с владельцем Sycara V?

Для меня дизайн — это дизайн, не важно, ложка передо мной или небоскреб, классический или современный. Самое главное, чтобы дизайнерское решение четко соответствовало «брифу», требованиям клиента, а также стилю и периоду. Мы работали и над традиционными яхтами, получавшими награды, такими как Spada и Saga, а также St Eval для владельца Atessa и Atlantide для Тома Перкинса — все это классика, вдохновленная панелями в эдвардианском стиле или ар-деко. Sycara во многом основана на традициях ар-деко, Burger Shipyard очень изящно исполнила проект. Рей Катина, владелец, — страстный, искушенный и опытный яхтсмен, мне было очень приятно работать с ним и его супругой.

Quinta Essentia — еще одна интересная яхта. Как вам было над ней работать? Что вы сделали для этой яхты? Довольны ли результатом? Как бы вы назвали окончательный стиль дизайна, ставший результатом сотрудничества с итальянским дизайнером?

Quinta Essentia поставила перед нами немало интересных задач, проект был связан с жесткими временными и техническими ограничениями, и при этом мы работали с очень опытной командой Heesen. Изначально наша концепция была предельно смелой и необычной, с удивительными панелями, стеклянными конструкциями и «свободным» подходом к стайлингу. Хорошо, что мы получили советы Микелы Ревербери (Michela Reverberi), которая близко знала владельцев и смогла привнести несколько более личных штрихов в цветовую гамму, текстуры и другие детали.


Вы также разрабатывали яхту для Timmerman Yachts. Что это за судно? Какой дизайн вы предложили?

Проект с Timmerman — это 38-метровая водоизмещающая моторная яхта с интерьером, который стал прямым ответом на пожелания владельца. Мы были рады сделать еще один проект с интерьером великолепной работы Sinnex.

Как часто вы работаете над судами меньших размеров (такими как Magellano или Couach)?

Очень часто, ведь мы отвечаем за дизайн тендеров Pascoe и продолжаем активное сотрудничество с Sunseeker. Кроме того, мы занимались переработкой классики, например, в Supermarine Swordfish. Именно мы отвечаем за европейский стайлинг довольно классических моторных яхт Outer Reef и продолжаем работать над небольшими «индивидуальными» лодками для разборчивых владельцев — это всегда интересно!


Пожалуйста, расскажите чуть подробнее о проекте Fortissimo для Fincantieri. Как началось сотрудничество? Какую яхту вы разработали? Как бы вы описали потенциального владельца этой яхты? Как отреагировал рынок, с тех пор как вы представили этот проект в Монако?

Fortissimo был на 100% инициативой Fincantieri — они спроектировали идеальную платформу с газовой турбиной и хотели найти партнера, который обеспечил бы им инновационный дизан и стайлинг, чтобы вывести такую платформу на рынок суперъяхт. С опытной и нестандартно мыслящей командой Fincantieri было очень приятно работать. Конечно, проект Fortissimo создавался не с расчетом на традиционного владельца, желающего добавить в свою коллекцию очередную водоизмещающую яхту, это превосходное транспортное средство, которое позволит смелому владельцу перемещаться между локациями с огромной скоростью, а не возвращаться домой и затем перелетать на самолете на новое место, когда туда наконец-то доберется его яхта. Особый, уникальный проект, и в перспективе он может стать способом самовыражения для владельца, готового разрушить традиционные стереотипы.


Вы многие годы занимаетесь дизайном яхт. Какие тренды в дизайне можно отметить сейчас? Какие яхты востребованы? Какие размеры популярны? Что для вас яхта мечты сейчас?

Хотя некоторые владельцы по-прежнему не прочь начать крупный яхтенный проект, несомненно, что значительная часть рынка с гораздо большей осторожностью относится к обязательствам, связанным с яхтами длиннее 70 м. Однако 40 м — это новые 30 м… Отличный размер, чтобы владелец мог получить удобные каюты, полный набор водной техники и тендеров и наслаждаться яхтингом, не обременяя себя слишком большими расходами на команду. Мы интенсивно работаем над новыми 40-метровыми Sunseeker, «полукастомными» яхтами, основанными на их 40-метровой платформе, оптимизированной по части «цена-качество», причем планировка и стили определяются предпочтениями владельца.

Над чем работаете сейчас?

Мы спускаем на воду довольно много 40-метровых и 130-футовых яхт Sunseeker. Готовим к спуску удивительную 63-метровую деревянную парусную яхту, созданную совместно с Gerry Dykstra. Наша команда занимается несколькими крупными проектами, парусными и моторными, в том числе 141-метровым четырехмачтовым парусником, а также 105 и 100-метровыми парусниками.

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Новости о яхтах, катерах, путешествиях и стиле жизни
Присоединяйтесь:
Все номера журнала в вашем смартфоне:
Mangusta GS 45

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Подписка на новости о яхтах, катерах, путешествиях
Присоединяйтесь:
Подписка на журнал YACHTING
Выбрать подписку
Все номера журнала в вашем смартфоне: