Моторные яхты
2011, 55 – Сентябрь-Октябрь

Стиль, страсть и скорость

Текст Евгения Бакунова
Итальянская верфь Overmarine выбрала для себя непростой сегмент рынка – она строит большие и одновременно самые быстроходные яхты класса open в мире. В этом ей действительно нет равных. Чтобы познакомиться с процессом строительства этих замечательных лодок и протестировать модель Mangusta 80, мы отправились на верфь в Виареджо


Виареджо — столица итальянской яхтенной индустрии. Здесь все пропитано морской темой, и 95% населения так или иначе связано с судостроительной индустрией. Основываясь на опыте и великих традициях прошлого, работает и верфь Overmarine, появившаяся на свет в 1985 году. В начале своей истории эта компания производила комплектующие и электротехническое оборудование для других верфей, затем она открыла собственное производство яхт. Назвав свои лодки Mangusta, основатель верфи Джузеппе Балдуччи хотел указать на прямую конкуренцию с яхтами Cobra, которые строила Technomarine. Справедливости ради надо сказать, что события развивались так, как часто случается в природе: «схватка» закончилась поражением кобры. А Overmarine превратилась в мощную компанию, производящую довольно широкий спектр яхт и мегаяхт open-класса от 72 до 165 футов. Сегодня в распоряжении компании находятся 11 производственных площадок. Чувствуя себя довольно уверенно в своем «родном» сегменте, компания потихоньку присматривается к другим секторам рынка: водоизмещающая Mangusta 148 Oceano обещает стать основой новой линейки океанских эксплореров Overmarine.


«Overmarine получила мировую известность 20 лет назад, когда разработала свою первую большую open-яхту и заставила мир по-новому посмотреть на концепцию open-класса, который до этого времени рассматривался в основном как вариант для дневных коротких круизов, — рассказывает коммерческий директор компании Франческо Фредиани. — Верфь предложила рынку большую спортивную яхту, комфорт и объем помещений которой не уступают флайбриджным лодкам того же размера. Многие клиенты приходят к нам потому, что им нравится экстерьер наших лодок. Но они часто не в курсе, что мы можем предложить гораздо больше, чем просто комфорт. Mangusta — это скорость. Наш клиент активен и, как правило, очень занят. Он ценит свое время и наслаждается тем, что может перемещаться по морю очень и очень быстро».

Среди клиентов Overmarine люди из Европы, США, России, представители арабского мира. Все они имеют собственные представления о том, какой должна быть яхта. Предлагая покупателям огромные возможности по кастомизации, в Overmarine подчеркивают, что вся линейка верфи — это технически выверенные проекты. Они сделаны в точном соответствии с поставленной задачей, где главными составляющими являются прежде всего высокая скорость, мореходность и безопасность.


Когда вы видите яхту на выставке, вы наблюдаете конечный продукт и те композиционные решения, которые придумал под себя другой человек. Они вам могут нравиться или не нравиться, но за конкретным дизайном не всегда можно рассмотреть саму лодку. Как говорят портные, благородство и качество вещи лучше всего видно по ее изнанке. «Чтобы сделать правильный выбор, надо приехать к нам на верфь, — продолжает Франческо Фредиани. — Только увидев весь производственный цикл, вы сможете понять, что такое Mangusta. Мы абсолютно открыты и не боимся показать нашу «изнанку», потому что нам есть что показать».

Знакомство с верфью и яхтами мы начинаем с цеха, где происходит формовка корпусов. Забегая вперед, скажу, что нам удалось посмотреть всю линейку верфи. Лодки находились в разной степени готовности, и это дало полное представление обо всех этапах строительства: с  процесса ламинации и заканчивая финишными работами перед доставкой яхты клиенту. «Мы применяем вакуумную формовку корпусов. Это дает нам до 20% «экономии» на весе яхты, а значит, позволяет увеличить скорость и снизить топливные затраты, — рассказывает начальник производства корпусов Лоренцо Лорензини. — Так как Overmarine занимается также строительством судов военного назначения, некоторые идеи и технологии приходят оттуда, что делает наши лодки еще более передовыми в техническом плане. Мы делаем все, чтобы облегчить лодку, но так, чтобы это не сказалось на надежности корпуса. Строить корпуса из карбона мы не считаем целесообразным. Наши исследования показали, что в этом случае скорости вырастут в среднем на 2–3 узла, однако обслуживание корпуса станет намного сложнее, особенно в случае повреждений».


Когда корпус яхты готов, начинаются работы по монтажу оборудования, прокладке коммуникаций и установке двигателя. В среднем в каждую «Мангусту» укладывается около 50 км различных кабелей. Для минимизации шумов и вибрации используются самые современные материалы. После того как все эти работы завершены, начинается внутренняя отделка. Излишне говорить, что это огромный объем тонкой и высококвалифицированной ручной работы. Оказавшись на пока еще пустой лодке, гораздо легче оценить ее внутренние объемы и увидеть возможные варианты будущей планировки. Дизайнер Джулиано Чераджиоли работает на Overmarine почти с самого ее основания, и он уникальный специалист. «За годы работы в Overmarine я нарисовал тонны иллюстраций, — рассказывает Джулиано. — Но и теперь, когда всюду превалирует компьютерный дизайн, я по-прежнему беру карандаш и бумагу, сажусь вместе с клиентом, и мы вместе начинаем создавать новую яхту. Я вижу, как горят его глаза и какие эмоции он испытывает в тот момент, когда я рисую то, что он рассказывает. Яхта рождается на глазах, а я, воплощая его мечту, попутно предлагаю варианты по планировкам, материалам и цветовым решениям».

За годы работы у Джулиано было много необычных задач, он работал с заказчиками из многих стран, в том числе из России. «Иногда клиенты просят изменить некоторые внешние линии лодки и даже изменить надстройку, — продолжает он свой рассказ. — Как-то раз меня попросили разместить в главном салоне камин, а прямо за ним телевизионную панель… В принципе, для нашей верфи нет ничего невозможного, главное, чтобы это не противоречило нормам безопасности и принципам Overmarine».


«Философия Mangusta — для каждой модели использовать все самое лучшее, что есть в индустрии», — подхватывает тему хозяин верфи и главный управляющий Маурицио Балдуччи. — Но если, например, клиент захочет поставить обычный двигатель с валами на лодку, которая изначально разрабатывалась под водометы, мы вынуждены будем ему отказать. Отказаться от скорости — значит дезавуировать идею Mangusta. На такое мы никогда не пойдем».

Для тест-драйва компания предоставила нам Mangusta 80. Несмотря на свои внушительные размеры, эта лодка — одна из самых маленьких в модельном ряду компании. Когда мы поднялись на борт яхты, там проводились финишные работы и последние приготовления перед отправкой клиенту. На следующий день яхта уходила на Сардинию, и у нас был шанс проверить ее в действии. В море условия практически идеальные, так что у нас была возможность убедиться в ее исключительных качествах.

Mangusta 80 «заряжена» двигателями суммарной мощностью 2400 л. с. с приводом на полупогруженные винты ASD (Arneson Surface Drives). Как известно, эффективность работы такого типа движителя и достигаемые при его помощи скорости заметно выше, чем при использовании полностью погруженных винтов. Отчасти это происходит за счет снижения сопротивления от гребных валов. Кроме того, лопасти работают в ламинарном потоке, а значит, максимально эффективно. При наличии ASD снимается и проблема кавитации, которая ограничивает скоростные возможности лодок с полностью погруженными винтами, а также вызывает их коррозию и впоследствии разрушение.


«На Mangusta меньшего размера мы ставим полупогружные винты, чтобы эти лодки имели также впечатляющие скоростные характеристики, — рассказывает главный инженер верфи Николя Онори. — Водометы гораздо комфортнее с точки зрения вибрации и шумов, их маневренность также существенно выше. Но установка больших водометов, их обслуживание гораздо сложнее. Кроме того, водометы требуют большого пространства в двигательном отсеке, что на меньших лодках не всегда достижимо».

Мы выходим в море и даем полный вперед. «Мангуста» быстро набирает скорость, подымая столь характерную для полупогруженных винтов вертикальную струю. В прибрежной зоне местные рыбаки расставили ловушки (помечены едва различимыми знаками), и в сумерках разглядеть их непросто. Однако панорамное остекление Mangusta 80 дает прекрасный обзор, и мы изящно лавируем между препятствиями. Если двери в кокпит закрыты, в салоне довольно тихо. Яхта мягко и без жестких ударов отрабатывает волну и демонстрирует выдающиеся скоростные возможности. Мне удалось разогнать лодку до 45 узлов при практически полной загрузке. Превосходные маневренность и динамика, а также информативность рулевого управления «Мангусты» также оставили очень приятные ощущения.

Overmarine может строить до 20 лодок ежегодно, средняя продолжительность каждого проекта — от 6 до 8 месяцев. В портфолио компании скоро появится еще один ошеломляющий проект: Mangusta 205 — глиссирующая open-яхта в алюминиевом корпусе, оснащенная водометами, с возможностью развивать скорости свыше 30 узлов. Впечатляющий результат для такого размера. В Overmarine считают, ничего невозможного нет, надо только упорно работать.

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Новости о яхтах, катерах, путешествиях и стиле жизни
Присоединяйтесь:
Все номера журнала в вашем смартфоне:
Mangusta GS 45

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Подписка на новости о яхтах, катерах, путешествиях
Присоединяйтесь:
Подписка на журнал YACHTING
Выбрать подписку
Все номера журнала в вашем смартфоне: