Январь-февраль №1(51), 2011



 

MasterCraft
Путешествие: Трансатлантическая экспедиция
Александр Львов
Вот и пролетела почти целая неделя райского отдыха на Канарах. Нас ждал самый долгий и самый важный этап путешествия - переход через Атлантический океан.

Продолжение. Начало см. в Yachting №49

Все эти дни, проведенные в Санта-Крус-де-Тенерифе, наш «Крузик», так ласково называет его команда, стоял у причала, грелся на солнышке и легонько покачивался на волнах, словно намекая: «Пора в путь-дорогу». Наш следующий пункт назначения — город Колон (Панама), и идти до него ни много ни мало двадцать одни сутки через всю Атлантику. Поймав по выходу из Санта-Круса попутный ветер и поставив все паруса, мы устремились навстречу нашей дальнейшей судьбе.

Погода стояла великолепная, ярко светило солнце, на всем небе не было ни облачка. И с каждым пройденным днем становилось все жарче и жарче. Постепенно мы превращались из бледнокожих городских жителей в загорелых, настоящих морских бродяг. Иногда создавалось такое ощущение, что нас отбросило на несколько веков назад, а вся сегодняшняя цивилизация со всеми ее наворотами — это всего лишь плод нашего воображения. Со временем жара стала и вовсе невыносима, ветер совсем стих; убрали все паруса, пошли под машинами. За день палуба корабля нагревалась так, что спать ночью из-за духоты было почти невозможно. В один из вечеров у меня родилась идея — перебраться наверх на палубу, на свежий воздух. Соблазн был настолько велик, что я без малейшего колебания взял свой матрас, подушку, легкий плед и, как только стемнело, буквально пулей вылетел на палубу. Оставалось только сообразить где устроить свое «гнездо». На корме это оказалось проблематичным из-за сильного шума работающих двигателей. Перебравшись на нос корабля, на самый бушприт, и разложив поудобнее свое имущество, я наконец-то прилег. Легкое покачивание на волнах, свежий океанский ветерок и огромное звездное небо над головой — фантастическая картина. Такое впечатление, что я буквально парю между двумя мирами: между бездонным, таинственным океаном и мерцающим разноцветными огнями поднебесьем. Сон как рукой сняло. В мечтах и раздумьях я совсем не заметил, как подкралось утро.

Очередная волна, разбившаяся о форштевень корабля, окатила меня с ног до головы, моментально и безжалостно возвратив к действительности. Схватив вымокшие насквозь спальные принадлежности, я устремился назад в каюту, под ликование курсантов, к тому времени уже успевших выйти на палубу на утреннюю зарядку.

Через несколько дней пути от невыносимой жары и однообразия даже самые стойкие члены команды испытывали усталость и раздражение. Чтобы снять этот стресс, капитан корабля Михаил Новиков, впервые за всю историю УПС «Крузенштерн», решил устроить настоящее купание в открытом Атлантическом океане. Легли в дрейф. Началась предварительная подготовка этой дерзкой и уникальной «операции». Глубина под нами три с половиной километра, вокруг бескрайний океан со всеми его мирными и не очень жителями — кровожадными акулами, ядовитыми медузами и всякой другой нечистью. Так что купаться было решено в спущенном за борт парусе.

Завели оттяжки между ноками реев, вывесили на них за борт парус, спустили его до воды и соорудили импровизированную купальню. Спустили прямо до воды лоцманский и парадный трапы, а на волнах в полной боевой готовности находилась дежурная шлюпка, готовая в любой момент сорваться с места и придти на помощь. Безопасность обеспечена. Раздался свисток и первая партия устремилась вниз. Кто-то спускался по трапам, некоторые же, особо нетерпеливые, буквально кубарем летели в воду прямо с борта под дружные аплодисменты остальных. Накопившаяся усталость и напряжение улетучились буквально за считанные секунды. Во время купания с мостика корабля была замечена большая черепаха диаметром немного более метра. На дежурной шлюпке удалось аккуратно приблизиться к ней. Сделав несколько снимков мы приняли решение поймать и отвезти ее к купающимся в парусе. Вот уж действительно этого никто не ожидал. Ни сама черепаха, ни безмятежно плавающая команда. Когда со шлюпки монстра спустили прямо в «купальню», половина плавцов пришла в замешательство. Тем же, кто не растерялся, удалось поплавать, держась руками за ее огромный панцирь. Правда недолго. Недовольная черепаха, исполнив в воде сложный маневр, мощно загребла своими ластами от всех прочь, еще долго наверное вспоминая о таком странном своем приключении.

Несколько следующих дней, пользуясь благосклонностью погоды, мы ложились в дрейф и занимались покраской бортов. Наводили, что называется, марафет. На берегу, конечно, этим заниматься сподручнее и проще, но красота всегда требует усилий и терпения. Посвежевший «Крузенштерн», переливаясь и искрясь под солнечными лучами, на всех парусах стремительно набирал ход, чтобы нагнать упущенное время.

Прошли мимо островов Мартиника и Доминика, вышли в Карибское море. Так получилось, что в 10 милях от нас шел по своему маршруту пассажирский парусник Sea Cloud — четырехмачтовый барк 1931 года постройки. Мы встретились поздним вечером. Освещенные огнями «Крузенштерн» и Sea Cloud, идущие под всеми парусами, дали друг другу по три протяжных приветственных гудка, после чего легли каждый на свой курс. Для всех это стало ярким и незабываемым впечатлением. Нечасто представляется возможность так близко в открытом море повстречать судно похожих размеров и типа парусного вооружения. С борта Sea Cloud феерверками взлетали яркие вспышки фотокамер. Такое впечатление, что все 40 пассажиров парусника одновременно делали снимки на память.

Подошла к концу третья неделя перехода от Канарских островов к берегам Центральной Америки. Путь через всю Атлантику прошел со средней скоростью 190­—200 морских миль в сутки, парусных авралов было немного, так как шли с попутными пассатами, средняя скорость ветра 8—10 м/с. Воздух днем прогревался иногда до +40 градусов, вода за бортом — под +30. На палубе корабля оборудовали душ и после приема солнечных ванн в обеденное время можно было расслабиться, постояв под теплым «забортным дождем». Рацион питания в такую жару был немного изменен; в него стало входить больше овощей, фруктов, соков и свежей выпечки.

И вот на горизонте показалась земля. В порту Колона (Панама) стоим три дня. Увольнения на берег разрешили только до 18 часов, из-за уровня преступности в городе. Поначалу такой поворот огорчил всех, однако уже после первого знакомства с этим «чудесным» городом, большая часть команды и курсантов вернулась намного раньше положенного времени. Мне же отступать было некуда: когда еще предоставится возможность побывать в таком «курортном» городке. Аккуратно сложив всю свою фотоаппаратуру в специальный рюкзак, я сошел на берег, одолеваемый различными переживаниями, по большей части не за себя, а за фототехнику.

Колон — это один из тех городов, где, наверное, главная достопримечательность — это сам турист и его имущество. Налево пойдешь — коня потеряешь, направо пойдешь — головы не сносишь, а прямо пойдешь — вообще никуда не дойдешь...

Для знакомства с Колоном и близлежашими районами, да еще с фотоаппаратом в руках, мне пришлось нанять автомобиль с военизированной охраной. Причем в некоторых местах даже охрана уговаривала меня не снимать. В такие моменты я всегда сожалел о «шапке неведимке». Ну, почему у меня ее нет? Кругом такая фактура, такие колоритные типажи, видно не вооруженным взглядом: что ни кадр, то шедевр. Однако отдавая себе отчет в том, что ценой такого снимка может стать даже твоя жизнь, остается просто за этим наблюдать. Почти на каждой маленькой улице, куда бы ты не свернул с центральной, прямо на бордюрах, всевозможных ящиках и бочках, иногда даже в антикварных креслах, гордо восседают местные авторитеты и их окружение. Это обычные бандиты со своими законами и порядками, точнее беспорядками. Идти туда, а тем более снимать — полное безумие, не спасет никто, ни охрана, ни полиция.

В любом продовольственном супермаркете помимо вооруженной охраны, стальных жалюзи, готовых опуститься в любую минуту, в самом углу, перед кассами, расположен настоящий боевой блок-пост. Все как положено: мешки с песком, за ними через оптический прицел пулеметчик следит за всем происходящим. В общем, настоящая мекка для экстремального туризма.

Тем не менее три дня в Колоне, полные суматохи и легкой нервозности, пробежали незаметно. Масса впечатлений, но как ни странно, преобладают все равно положительные. В голове крутилась каверзная мысль: вот бы кому-нибудь посоветовать отправиться в свадебное путешествие в Колон. Точно убьют за такой совет… Если, конечно, вернутся... Рано утром вышли из порта Колон и заняли очередь на прохождение Панамского канала. К слову сказать, барк «Крузенштерн» проходил этот маршрут впервые. Схема его прохождения довольно необычна: по обоим сторонам канала проложены рельсы, по которым небольшие, но мощные буксиры-трамвайчики как бурлаки тащат за собой корабли, прикрепленные к ним стальными троссами, от одного шлюза к другому.

Жаркий тропический полдень. Вот уже показался Панама-Сити. Город плавился от жары, стекло и бетон столичных небоскребов плыли в горячем мареве, океан застыл раскаленным зеркалом, сливаясь с небом, и лишь на кромке горизонта между небом и землей были видны силуэты океанских кораблей, ожидающих на рейде своей очереди для прохождения канала. Вышли в Тихий океан.

Курс на олимпийский Ванкувер!

 
 
Перепечатка текcтов и фотографий, а также цитирование материалов журнала "Yachting" только с разрешения редакции, ссылка на журнал обязательна. Copyright © 2003 "Yachting"; E-mail: info@y-m.ru
Яндекс.Метрика Рейтинг - яхты и катера
Катера и яхты :: Burevestnik Group