Технология
2009, 41 – Май-июнь

Поиск компромисса

Текст Владислав Плешивцев
Вместе с компанией Еврояхтинг мы продолжаем серию статей о строительстве яхты по индивидуальному проекту. Итак, первый этап позади: вы определились с философией судна, сценарием его использования и списком заветных желаний. Уже есть примерное понимание того, как должна выглядеть ваша яхта и какими техническими характеристиками обладать. Что дальше? А дальше — эскизный проект


Цель эскизного проекта яхты — выбрать рациональные технические решения по всем подсистемам. Это означает, что необходимо удовлетворить всем требованиям технического задания по каждой подсистеме, не отняв преимуществ у другой. А конкретнее — не увеличить ей вес, объем или цену. Нужно принять как факт: такое решение всегда будет компромиссным. Возможно, оно будет не лучшим с точки зрения каждой отдельной подсистемы, но тем не менее приведет нас к цели — созданию единого организма яхты. Стоит также помнить, что проработка множества вариантов согласования подсистем может сама по себе занять неопределенное время. А чем больше инноваций заложено в проект яхты, тем непредсказуемее сроки нахождения удовлетворительного компромисса. Справиться с такой задачей могут только очень опытные проектанты во главе с опытным главным конструктором. Этот человек — душа проекта. Ибо без души деревья превращаются в дрова, а трава — в сено. 

Главное в любом корабле, конечно же, корпус. А корпус — это гидродинамика: обводы, ватерлиния, скорость хода, сопротивление. Если говорить о России, то у нас такие вещи никто не просчитывает лучше, чем ЦНИИ им. Крылова. Но! Лучшая гидродинамика, как известно, у ножа. А на яхте все-таки нужно жить. Поэтому первые наброски корпуса делает главный конструктор, а в бассейнах и лабораториях ЦНИИ уже доводят корпус и уточняют элементы. Если все предположения оправдались и сопротивление судна оказалось не больше предполагаемого, можно двигаться дальше.


Дальнейший расчет внешних нагрузок и прочности уточнят конструкцию корпуса, а главное — дадут ответ на вопрос: уложилась ли масса корпуса в наши предположения? Хуже, если нет. Решений у этой проблемы может быть много, но нужно найти единственно верное. Как экономить массу? Или за счет корпуса, или за счет других подсистем. Например, на обстройке: полах, переборках, потолках и мебели. Точнее — на интерьере яхты.

Интерьер — это, во-первых, рисунки дизайнера, а во-вторых, выбор материалов и конструкции. Хороший дизайнер всегда занят, его работа стоит дорого, он вечно срывает сроки и с этим приходится мириться — творчество... Но результаты того стоят. Это всегда праздник: комплект скетчей волнует, как первое свидание. Но тут все только начинается. Где люки доступа к оборудованию? Где пройдут трубы вентиляции? Где встанут теплообменники кондиционеров? Из чего сделана вся эта красота, сколько она стоит и сколько весит? По желанию клиента на этом этапе можно изготовить уголок интерьера. Это даст возможность в натуральную величину посмотреть на основные элементы, проверить количество ступенек, ширину дверей и коридоров, расположение окон и иллюминаторов. После утверждения планов палуб можно переходить к внешнему виду. 


На этапе эскизного проекта при разработке принципиальных схем всех систем производится подбор и заказ основного оборудования. Имейте в виду, что оно будет долго доставляться из-за границы, поэтому нужно уточнить сроки поставки, цены, вес и габариты оборудования. На этом же этапе определяются потребители и генераторы энергии, их расположение и сводная весовая нагрузка. Согласовывается прокладка трубопроводов и кабелей с интерьером. Все это непрерывные компромиссы. Последнее слово всегда остается за главным конструктором, но на этих этапах активное участие будущего владельца нужно рождающейся яхте не меньше, чем младенцу: больше внимания — умнее и красивее вырастет. Ни в коем случае не жалейте своего времени. Тем более что двух-трех часов в неделю вполне хватит. В результате проделанной работы можно будет составить полный список подрядчиков, ориентировочный бюджет и предварительный график строительства. 

А теперь настало время остановиться. Перевести дух и оглянуться. Шутки кончились. 

Следующий этап потребует серьезных инвестиций, и затраты будут нарастать как снежный ком, — начинается строительство. Можно сделать демонстрационную модель и поставить у себя в кабинете. Можно отправить проект на экспертизу. Можно просто отложить на пару месяцев и просмотреть все еще раз свежим взглядом. Если нужно что-то поменять, то лучше сделать это именно сейчас. Ведь начало строительства — самое дорогое решение всего проекта.

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Новости о яхтах, катерах, путешествиях и стиле жизни
Присоединяйтесь:
Все номера журнала в вашем смартфоне:

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Подписка на новости о яхтах, катерах, путешествиях
Присоединяйтесь:
Подписка на журнал YACHTING
Выбрать подписку
Все номера журнала в вашем смартфоне: