Авиа
2008, 36 – Июль-август

Персональные крылья

Текст Алексей Терехов
Никакой романтики. Только экономия времени и констатация высокого социального статуса. Так хочется сказать о бизнес-авиации. Причин для такого вердикта немало: бюрократия с согласованием каждого вылета, драконовское законодательство в части регистрации воздушных судов, специфика отечественного рынка бизнес-джетов. С другой стороны, бизнес-джет давно уже стал серьезным деловым инструментом. В общем, никакого сравнения с романтическим хобби обеспеченных мечтателей о небе — те как раз пассажирами не летают


Кому романтики не занимать — так это энтузиастам самостоятельного покорения неба. Но это уже совершенно другая история. «Взрослые» бизнес-джеты не используют для развлекательных полетов. Задачи иные: при необходимости в течение суток побывать в нескольких точках земного шара или с комфортом добраться до курорта. Не будем уточнять, что покупка бизнес-джета — очень серьезный шаг, это и так понятно. И дело не только в стоимости самого самолета. Воздушное средство хотя и кажется гораздо удобнее другого транспорта, требует постоянного обслуживания и менеджмента. Ведь самолет должен сохранить не только время и жизнь, но и ваши деньги в том числе. Если уж вы затеяли всю эту историю, не стоит скупиться на консалтинг: квалифицированные советы при выборе модели, подборе экипажа и управляющей компании могут значительно снизить расходы на содержание самолета в долгосрочной перспективе.

«В России наибольшим спросом сейчас пользуются дальнемагистральные джеты, — считает главный редактор сайта Jets.ru Алексей Королев. — Востребованы самолеты, которые способны беспосадочно долететь до западных окраин Европы или государств Ближнего Востока». Наиболее распространены Gulfstream G550, Challenger 605, Embraer Legacy 600; Bombardier Learjet 60 и Cessna Citation Sovereign тоже весьма популярны. Затем стоит решить дилемму: новый или подержанный? «Проблема приобретения нового бизнес-джета состоит в том, что из-за высокой загруженности производителей авиатехники заказы на новые воздушные суда принимаются на 2011–2013 гг., — рассказывает коммерческий директор компании «Московское небо» Рустем Аринов. — Более быстрый способ приобрести самолет — купить подержанный». Однако статистика показывает, что российские покупатели предпочитают подождать.


У каждого свои цели. Именно под них и необходимо подбирать самолет. Нужно понимать, что самолето-час при аренде стоит гораздо дороже, чем час полета персонального бизнес-джета, ведь арендодатель закладывает в стоимость свою прибыль. Кстати, о формировании экипажа нужно позаботиться задолго до того, как самолет будет у вас «на руках». Лучший момент для этого — когда вы уже точно определитесь с моделью. Эта задача ложится на плечи специалистов компании, которой вы поручите эксплуатацию воздушного судна. С очень большой вероятностью экипаж придется учить или переучивать под конкретный бизнес-джет, что тоже требует времени и денег.

Вопрос оптимизации всех этих расходов тоже решаем — для этого нужно предоставить эксплуатирующей авиакомпании право использовать ваш бизнес-джет для сдачи в аренду. Особенно выгодна такая схема эксплуатации бизнес-джета, если он новый — в первые два-три года жизни машины затраты на обслуживание гораздо ниже. Но здесь легко можно упереться в противоречие. Основная мотивация для покупки частного самолета — как можно более полная свобода передвижения. А при сдаче в аренду интересы владельца и арендаторов неизбежно пересекаются. Поэтому эксплуатирующая самолет авиакомпания должна грамотно рассчитать, сколько часов в год владелец самолета проводит в небе, чтобы предотвратить ущемление его свободы.


Большинство стран, где чаще всего регистрируются самолеты бизнес-авиации, не разрешают коммерческое использование воздушных средств, зарегистрированных для частного пользования. Так что еще до оформления самолета придется решить, будете ли вы сокращать расходы на содержание или предпочтете безраздельно летать на своем бизнес-джете. Сама регистрация — процесс непростой. «Стандартные процедуры по регистрации могут занимать до двух месяцев», — сообщает генеральный директор компании Vipport Consulting Артем Пастухов. «На сегодняшний день в законодательстве РФ не существует отдельных глав, посвященных деловой авиации, — рассказывает Максим Федосов, исполнительный директор United Business Aviation Association (UBAA), созданной лидерами российской бизнес-авиации. Однако работа по совершенствованию законодательства ведется. Надо заметить, что значительная часть владельцев бизнес-джетов (конечно же, по совету консалтинговых и эксплуатирующих авиакомпаний) предпочитает регистрировать их не в России, а в Европе, США или оффшорных зонах. Все это препятствует точному определению емкости рынка российской бизнес-авиации. Эксперты расходятся во мнениях: кто-то говорит о двух с половиной сотнях счастливых обладателей частных самолетов. По другим данным, их количество может достигать 400 человек».

Многие из владельцев бизнес-джетов предпочитают обслуживание за границей и изначально заключают договоры с западными авиакомпаниями. Но в России бизнес-авиация развивается уже не первый год. На этом поле играют уже многие российские компании. Есть даже серьезный прогресс в техническом обслуживании бизнес-джетов.


«До последнего времени в России не было ни одного специализированного техцентра для обслуживания бизнес-джетов, — рассказывает Алексей Королев, — недавно прошла информация об открытии техцентра Jet Aviation, который уже авторизовали Gulfstream и Bombardier. Другое неудобство возникает при растаможке запчастей, присылаемых из-за границы в ситуации AOG (Aircraft On the Ground — когда самолет не может подняться в воздух из-за неисправности)». На сегодняшний день терминал Внуково-3 является крупнейшим центром деловой авиации в Москве. Здесь производится как наземное, так и техническое обслуживание, и 80% выполняемых рейсов бизнес-джетов проходит через него.

Наиболее популярные у россиян средне- и дальнемагистральники стоят недешево. К примеру, Gulfstream G550 обойдется в 50 млн долларов, но зато он без посадки может добраться из Москвы до северо-запада Австралии. Характеристики Challenger 605 скромнее, но и стоит он гораздо дешевле — 29 млн долларов. Конечно, дальнейшие «навороты» зависят исключительно от возможностей, запросов и фантазии покупателя. Верхних ценовых пределов нет, есть исключительно вопросы выгоды: многие небольшие самолеты могут похвастаться очень высоким уровнем комфорта. При этом стоят они в разы дешевле. Все зависит от ваших целей. Например, Citation Encore+ доставит семерых пассажиров практически в любой город Европы, при этом стоит он 7 млн долларов. Так что для каждого покупателя найдется такой самолет, который удовлетворит абсолютно все его запросы.

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Новости о яхтах, катерах, путешествиях и стиле жизни
Присоединяйтесь:
Все номера журнала в вашем смартфоне:

Связаться с экспертом YACHTING по вопросам покупки яхты или катера

+7 (495) 266-32-06

Подписка на новости о яхтах, катерах, путешествиях
Присоединяйтесь:
Подписка на журнал YACHTING
Выбрать подписку
Все номера журнала в вашем смартфоне: